Об истории возникновения церкви святой великомученицы Екатерины, что в гор. Москве на Большой Ордынке, и мои воспоминания о ней. Пржевальский М.


Пржевальский Михаил Владимирович 
Москва. 5 декабря 1996 г.

Община церкви была зарегистрирована в 1991 году. Однако в связи с тем, что здание было занято реставрационной мастерской им. Грабаря, совершались молебны на ступенях южного входа в летний храм вплоть до конца 1994 года.

7 декабря 1994 г. в передней части летнего храма, в день памяти св. великомученицы Екатерины, был совершен молебен, который возглавил Патриарх Алексий II в сослужении архиепископа Вашингтонского, митрополита всея Америки и Канады Феодосия и священников московских храмов. После молебна Святейший Патриарх зачитал Указ о том, что этот храм передается для подворья Американской Православной Церкви в Москве.

В конце 1995 г. часть храма без трапезной была освобождена мастерской им.Грабаря, и 7-го декабря 1995 г. в день св. великомученицы Екатерины состоялось торжественное богослужение как накануне, так и в самый день праздника. С этого времени начались регулярные богослужения. Настоятелем храма был назначен митрофорный протоиерей (ныне протопресвитер) отец Даниил (Губяк) — клирик Православной Церкви Америки.

Церковь св. великомученицы Екатерины появилась уже в 1612 г. как свидетельница отчаянной битвы русских с поляками и литовцами. Пользуясь смутами казаков, Гетман Хоткевич переставил свой обоз и таборы от церкви св. Климента (Климентовский переулок отходит с Бол. Ордынки к Пятницкой ул.) к Екатерининской церкви, пополнив ров пешими людьми, а за рвом (который был тогда рядом) поставил обозы.

Ревностный Авраам Палицын, келарь Троице-Сергиева монастыря, в 1608-1619 годах именем преподобного Сергия Радонежского усмирил и воодушевил храбростью колебавшихся казаков. С ними полки Пожарского и Трубецкого, соединясь вместе, ударили на врагов, овладевших церковью Христовой мученицы Екатерины. Завязался кровопролитный бой. По словам очевидца Авраамия Палицына, "сурово и жестоко нападали казаки на войско литовское, токмо едино оружие имуще в руках своих — меч при бедре своем, побивающе их немилостивно, и обоз у литовских людей разорвали и запасы поймали и в остроге литовских людей всех побили". Здесь погибло одних венгров 700 человек. Эта победа при Екатерининской церкви было началом совершенного поражения поляков, началом освобождения Москвы.

Сказание Палицына хотя и упоминает о Екатерининской церкви, но не говорит, какая была тогда эта церковь — деревянная или каменная. Позднее, в писцовых книгах 1689 г. она уже значится каменной, что в Екатерининской слободе.

Может быть рождение царевны Екатерины в 1658 г., ознаменованное чудесным явлением, внушило царю Алексею Михайловичу благое желание вновь построить каменную церковь в честь тезоименитой Великомученицы, так как в благодарность Богу и Его святой, основал он в 1659 г. Екатерининскую пустынь по Каширской дороге (в Подольском уезде Московской губернии в 25 верстах от Москвы) и даже рощу при ней назвал Екатерининской.

Известно, что русские государи, цари имели обыкновение сооружать, обновлять и украшать церкви в честь святых тезоименитых себе и своим детям. Церковь Великомученицы Екатерины пользовалась жалованием таковой милостию.

Императрица Екатерина II (1729-1796 гг.) во второй год своего царствования (с 1762), ознаменованного основанием воспитательного дома, дала обет соорудить на собственное иждивение храм во имя тезоименитой себе великомученицы Екатерины, вместо прежнего, уже обветшавшего.

Храм был заложен 25 мая 1766 года. На медной доске в главном храме была следующая запись: "Благоволением всеавгустейшия, всемилостивейшия, премудрыя Государыни, вторыя Императрицы Екатерины Алексеевны матери милосердия при любезном сыне ея и наследнике, благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче сей св. храм Великомученицы начало приял во 2 лето по возшествии на Всероссийский Престол, т.е. 1763 г. основание и заложение сего храма было 1766 г. 25 мая. по полудни в 4 часа, совершися 1767 года, освятися в 1768 преосвященным Амвросием, архиепископом Московским и Коломенским соборне, сентября 28 дня рачением той церкви иерея Симеона Ставровского".

В церкви были храмовой образ и драгоценные утвари, принесенные в дар Императрицею Екатериною II-ой и отмеченные Российским Гербом с Императорским вензелем. В 1812 г. ценности были скрыты священником под церковным помостом.

Церковь построена русским архитектором К.И. Бланком (1728-1793). В главном храме был великолепный алтарь, а по обе стороны царских врат находились иконы с изображением явления Иисуса Христа св. Екатерине в темнице и обручения Его с Нею перстнем; в верхних ярусах иконостаса представлены были страдания и коронование великомученицы. Образы были написаны академиком в итальянском стиле. Перед иконами висели на кронштейнах художественно выполненные большого размера серебряные лампады. Внутреннюю роспись храма выполнял русский художник Д. Г. Левицкий и его ученики.

Замечательным украшением храма были серебряные царские врата и вклады на два местных образа, выполненные придворным фабрикантом Сазиковым. Врата состояли из сквозных орнаментов, искустно перемешанных с отливными цветами, близко подходящих к натуре. Вход в летний храм был с южной стороны у начала трапезной. "Вдоль окон трапезной с обеих сторон были небольшие возвышения, немного выше основного пола".

Теплый храм сгорел в 1812 г. Согласно клировой ведомости за 1904 г. Спасская теплая церковь построена на месте старой в 1872 г. на собранную от доброхотных дателей в продолжении 20 лет сумму и накопившиеся на нее проценты с добавлением бывшим церковным старостой, московским купцом Александром Николаевичем Ереминым 19 тысяч рублей.

Таким образом, здание состоит как бы из трех отделов в одной связи: в первом — холодная церковь св. великомученицы Екатерины, в другом — колокольня, в третьем — главный престол Нерукотворного Спаса, святителя Николая чудотворца (устроен по Высочайшему повелению на собственном иждивении Императрицы Екатерины II) и третий, левый, — во имя Александра Невского.

В 1904 голу построен новый двухэтажный доходный дом старанием старосты Митрофана Самуиловича Романова. Причта положено: священник, диакон, два псаломщика. На содержание священнослужителей получают проценты с бумаг — 1239 руб. 14 коп. За отдаваемый в аренду участок получают 1713 руб. 14 коп. При церкви богадельня на 10 человек женского пола. На содержание богадельни получают проценты с капитала, а также Государственного казначейства, — 56 руб. 48 коп. по двум Государственным непрерывно доходным билетам.

В 1904 году — священник Иоанн Петрович Ключарев, 56 лет, рукоположенный в 1882 году. У него — жена, три дочери и сын. Диакон с 1872 г. — Павел Иванович Лебедев, 56 лет, имеет двух сыновей, один из которых — священник о. Сергий в Новодевичьем монастыре, другой — учитель, трёх дочерей, одна из которых учительница.

Вокруг участка храма металлическая решетка в каменной ограде увенчана российским гербом, а столпы ее — императорской короной. В ограде четверо металлических ворот. Из них два выходят на Бол. Ордынку, и два — в Мал. Екатерининский пер. (ныне Щетининский пер.).

В 1916 г. настоятелем храма был священник Постников Петр Никифорович, диакон — Семеновский Сергей Алексеевич. Псаломщики — Глинков Сергей Васильевич и Мошков Иван Андреевич. Псаломщиков этих я застал, когда бывал в церкви, и они были там до закрытия храма.

В теплом храме все три престола были построены в один ряд и сообщались друг с другом. Главный алтарь был устроен немного углубленный по отношению к двум приделам. Иконостас храма был деревянный с резными царскими вратами, позолоченными, и содержал две иконы. Справа — образ Нерукотворного Спаса, слева — иконы Казанской Божией Матери. Рядом северные и южные двери входа в алтарь. На южной двери было изображение великомученицы Екатерины во весь рост. Алтарь был значительно шире и глубже по сравнению с алтарем летнего храма. Запрестольный образ — Вознесение Господне — был написан во всю стену. В правом углу вдоль восточной стены стояла богато инкрустированная плащаница Спасителя. Престол значительного размера обрамлен толстым прозрачным стеклом с позолоченными стоками по его сторонам. Иконостасы двух приделов по ширине были также небольшими — в две-три иконы с резными позолоченными царскими вратами. Особенно величественна была икона благоверного князя Александра Невского, написанная во весь рост с правой стороны алтаря. Солея и амвон возвышались на две-три ступеньки над полом храма. В середине амвона были полукруглые ступени на всю длину солеи. Между ступенями храма стояла небольшая металлическая позолоченная ограда, открывающаяся в центре и напротив северных и южных дверей алтаря. Пол в храме был плиточный, и на нем были постелены по всему полу веревочные ковры для тепла. В центре храма висели два электрических паникадила с белыми лампами. В приделах висели по одному паникадилу из цветных красивых лампад в несколько ярусов.

В храме была богатая ризница. В приделе св. князя Александра Невского вдоль каменной стены справа стояли от пола до потолка большие деревянные шкафы с выдвижными ящиками, в которых хранились облачения. В Никольском приделе стоял комод, где также хранились облачения. Каких только не было облачений. Шитые золотом и серебряною нитью, бархатные, черные и фиолетовые, тканые золотые и серебряные, пасхальные — красные с золотом, цветные для Троицына дня и другие. Все это пропало и было вывезено при закрытии храма. Вход в теплый храм осуществлялся только с одной западной стороны малого Екатерининского переулка (ныне Щетининский пер.) в центре основного здания. В настоящее время дверной проем заложен и сделано окно. С тротуара вели на паперть три каменные ступени. На паперти были полустеклянные дубовые двери двухстворчатые, как в начале ее, так при входе в храм. Снаружи была навешана металлическая двухстворчатая дверь, наверное, метра два с половиной высотой.

В 1920 г. наша семья — мама, два старших брата и я переехали с Малой Дмитровки, где я родился на Малую Ордынку, в 2-3 минутах ходьбы от церкви великомученицы Екатерины. Это был наш приходский храм и по большим праздникам причт этого храма приходил к нам домой и совершал молебны. Я с 1920 г. прислуживал вместе с другими сверстниками в алтаре, думаю, что всем известно, в чем состояла наша задача, отмечу только, что я иногда читал Шестопсалмие.

В мою бытность в храме настоятелем был протоиерей отец Александр Добронравов, довольно пожилой (около 60 лет), награжденный в 1925 или 1926 г. митрой. Он жил со своею дочерью в двухэтажном доме близ церкви на углу Большой Ордынки и Большого Екатерининского переулка. Голос у него был громкий и красивый. Любил проповедовать в храме.

Диаконом служил отец Стефан (фамилии не помню), бывший монах из Троице-Сергиевой Лавры, тогда уже закрытой. У него был небольшой, но очень приятный баритон. Были два псаломщика, о них сказано выше. Богослужения совершались в основном в зимнем храме, за исключением теплого летнего времени, когда служили в летнем неотапливаемом храме св. великомученицы Екатерины. Это был период между Троицыным днем и до осенних холодов.

Ранние литургии круглый год совершались в теплом храме, а в летнем — только поздние. Всегда очень торжественно, в украшенном березками и цветами храме отмечался Троицын день. Вечерние службы совершались всегда в 18 ч. 30 м., а утренние — в 7 ч., по праздникам — в 10 ч.

Несколько раз мне довелось звонить на колокольне. Первый раз было довольно страшно забираться на верхний ярус колокольни, где висели колокола, по крутой каменной, с забежными ступенями лестницы. Вход на колокольню был с ее северной стороны в отдельную дверь. Главный колокол был басовой, очень большого размера, самый звонкий из всех колоколов семи храмов, находившихся на Б. Ордынке. Звон его был слышан на несколько километров. Язык этого колокола был тяжелый, и, чтобы его раскачать, надо было приложить значительные усилия, а потом уже дергать за веревочку и ударять было легко. Один человек мог звонить только в этот колокол, а во все остальные, которых было больше десятка, звонил другой звонарь.

Хотел сказать о незабываемых впечатлениях, которые остались от ежегодного празднования Пасхи.

Ночью в 12 часов выходил из теплого храма крестный ход со множеством икон, хоругвями, свечами и обходил вокруг храма. Сначала выходил на Б. Ордынку, где вдали можно было видеть такие же крестные ходы и в других храмах, расположенных на Б. Ордынке. Во время крестного хода устраивались по тогдашним временам грандиозные фейерверки, — запускались с колокольни ракеты, шутихи, снопы и т.д., и делалось светло, как днем. Служба под Пасху заканчивалась обычно около 4-х часов утра, и больше Литургия не служилась.

Всегда особенно торжественное богослужение бывало в день праздника св. великомученицы Екатерины — 24 ноября (7 декабря). К этому празднику всегда заблаговременно готовились. Убирали храм, мыли и чистили подсвечники, украшали храм ветками ёлок.

Следует сказать, что накануне Екатерининого дня был в храме также престольный праздник в честь благоверного князя Александра Невского — 23 ноября (6 декабря), который отмечался в храме.

Накануне Екатерининого дня всенощное бдение и литургию в самый праздник с 1920 г. (а может быть и раньше) до 1924 г. совершал Святейший Патриарх Тихон (ныне Святитель Тихон). Ему сослужили обычно митрополит — один или два, несколько архиереев и много священников и протодиаконов. Один раз мне довелось видеть и слышать архидиакона отца Константина Розова, с его мощным, сильным басом. Был он крупного и крепкого сложения и прекрасно произносил ектении.

Патриарх Тихон производил впечатление очень скромного, одухотворённого, доброжелательного церковного иерарха. Нас, мальчиков, как мне думается и всех верующих, он всегда благословлял с доброй улыбкой и ласковыми словами, чему мы были бесконечно рады. В декабрьские дни в те годы было всегда много снега, и Святейший Патриарх приезжал в храм со своим келейником на открытых санях, запряжённых прекрасной лошадью, под звон всех колоколов храма. На улице его встречало духовенство, народ, и он проходил в храм. Каких-либо эксцессов или беспорядков никогда не было. Служба проходила без спешки, торжественно, довольно длительно, и все радовались Патриаршему служению. Храм был всегда переполнен. Пел большой хор, который специально приглашали на этот день. Обычно же в храме в праздничные дни пел свой хор — 10-12 человек, всегда стройно и без особых выкрутасов.

Иногда Святейший Патриарх Тихон за вечерним богослужением стоял на солее, напротив иконы св. великом. Екатерины, изображенной на южных вратах входа в алтарь, и там молился. Так видимо ему было лучше молиться за всю Россию, за верующих и за "ненавидящих и обидящих нас". Осталось у меня впечатление о святителе Тихоне, когда он, находясь под домашним арестом на втором этаже здания, находящегося у Северных ворот Донского монастыря, прогуливался на площадке у храма Тихвинской иконы Божией Матери, всегда благословлял сверху народ, проходящий мимо, озаряя всех своей улыбкою. После кончины Св. Патриарха Тихона (1925 г.) Екатеринин день также праздновали в храме, но, быть может, менее торжественно. В 1925 г. в этот день возглавил службу Патриарший местоблюститель Митрополит Петр (Полянский), который был арестован 14 декабря 1925 года, был сослан и там скончался. В последующие годы служба в Екатеринин день совершалась обычно архиереями, Управляющими делами Московской Патриархии, которые в те годы были недолговечны. В этот день всегда служили протодиаконы или отец Михаил Холмогоров, или отец Максим Михайлов (впоследствии артист), своим пением услаждавшие слух верующих в храме. Мне довелось лично быть на похоронах Св. Патриарха Тихона, скончавшегося 25 марта (7 апреля) 1925 года. Тысячи и тысячи людей шли от Калужской площади по Донской улице к Донскому монастырю, чтобы поклонится его праху и проститься с необыкновенным Пастырем Русской Православной церкви.

Я был в ограде монастыря и видел, как тело усопшего Патриарха в дубовом гробу обносили на руках вокруг Большого Собора. Затем процессия направилась к Малому Собору, где под спудом был погребен Патриарх.

Совершал службу, погребение и отпевание Патриарший местоблюститель Митрополит Петр (Полянский) в сослужении множества митрополитов, архиереев, священников, протодиаконов, диаконов, монахов и др. Вся эта скорбная служба и событие оставили незабываемое впечатление в моей душе.

5-го апреля 1992 г. мне посчастливилось быть в Донском монастыре, когда было прославление обретенных 7 февраля 1992 года мощей Святителя Тихона и перенесение их из Малого собора в Большой собор Донского монастыря. Канонизирован Св. Патриарх Тихон был на Архиерейском соборе в 1989 г., проходившем в Даниловом монастыре.

Следует сказать, что для церкви великомученицы Екатерины время с 20-х годов нынешнего столетия и до ее закрытия было не легким. В теплом храме в подвале была своя котельная, от которой подавалось тепло в храм. В этот период было всегда трудно и дорого приобретать топливо в достаточном количестве. Поэтому в храме, особенно зимой, в большие морозы, было довольно холодно, и священнослужителям и нам, прислуживающим, приходилось "подмерзать". Бывало, дохнешь, и "дух" видно. Народу обычно, кроме праздничных дней, бывало не так уж много, и доходы были не очень большие. Несмотря на это, храм всегда содержался в благолепии. В храме бывали именитые прихожане, которые поддерживали храм и жертвовали средства. В последний раз мне пришлось быть в храме на Пасху в 1930 г.

В 1922 году Советской властью, якобы для оказания помощи голодающим в России, происходило изъятие церковных ценностей. Так, в газете Известия за 6 апреля 1922 г. сказано, что "изъято ценностей золота и серебра из церкви Екатерины мученицы — 11 пудов 33 грунта, 72 золотника, что в переводе на килограммы составляет около 195 кг". В их числе были сняты серебряные царские врата из летнего храма, пожертвованные Екатериной II, и заменены простыми деревянными мало художественными. Были сняты золотые и серебряные ризы с икон, взята часть священных сосудов.

При описании храмов я, к сожалению, пропустил места расположения в них икон святой великомученицы Екатерины. Восполняю этот пробел. Икона святой великомученицы Екатерины старинного письма в теплом храме находилась на южной стене храма в простенке между двумя окнами. Она была довольно большого размера. Для подхода к ней была сделана площадка и три ступеньки с двух сторон для входа, обрамленные ограждением. Над иконою была сделана небольшая металлическая сень.

В летнем храме икона святой великомученицы Екатерины располагалась на небольшой высоте над полом, близ южного входа в храм на правой стене.


Закрытие храма и его последствия.

Точной даты закрытия храма я назвать не могу, т.к. в то время не был в Москве. По рассказам и описаниям, храм был закрыт в 1931 г. При закрытии храма властями было разрешено взять только ОДНУ ИКОНУ — святой великомученицы Екатерины для переноса в церковь Воскресения Словущего, которая находилась в Большом Монетчиковом пер., дом 7. После ее закрытия и сноса в 1934 г. приход перешел в церковь Флора и Лавра на Дубининской ул. После закрытия и этого храма в 1935 или 1937 г. из храма взять ничего не разрешили. После закрытия храма великомученицы Екатерины, в летнем храме было жилье в два этажа, в теплом храме — конторские помещения. Высокая многоярусная колокольня была частично разобрана, осталась только нижняя ее часть в уровень с летним храмом. Главы на обоих храмах и кресты были сломаны. Вход в зимний храм был пробит в нижней части колокольни напротив трапезной летней церкви. Вероятно, вход попал в главный престол Спасского храма. К сожалению, я там не был и не видел этого безобразия.

Несколько лет тому назад летний храм был снаружи отреставрирован. Приведены в порядок окна, двери, восстановлена глава храма с крестом.

Роспись в летнем храме была изуродована и почти вся ликвидирована. Осталась в плохом состоянии роспись внутри барабана и немного в левом крыле храма. Несколько лет помещение как летнего, так и зимнего храма занимает реставрационный центр им. Грабаря.

В мае месяце 1992 г. было распоряжение мэра города Москвы Ю. М. Лужкова о выселении центра им. Грабаря из храмов. До сих пор это не сделано (декабрь 1996 г.). Освобождены лишь для нужд церкви часть летнего храма — без трапезной, где сейчас проходят богослужения. Трапезная и зимний храм заняты реставраторами.

Вообще, из-за варварского и самого пренебрежительного отношения к "памятникам архитектуры" (а таким значится храм) не надо удивляться, как изуродовано то, что строилось на народные деньги, как, например, бывший теплый храм.

В заключение хотел бы пожелать отцу Даниилу (Губяку) с Божией помощью сил и энергии для восстановления обоих храмов после их полного освобождения. Быть может мои воспоминания и краткое описание храмов как-то помогут в их восстановлении.

Источники.

1. Токмаков И. Ф. Исторический очерк церкви св. великом. Екатерины на Б. Ордынке. М., 1882.

2. Клировая ведомость Замоскворецкого сорока. 1904.

3. Личные воспоминания.

Источник: http://www.st-catherine.ru/history/przhevalsky.htm, 2002.